Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребёнка-дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.
Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии и все они имеют разные точки зрения на эту проблему.
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд её признаков.
- Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
- Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
- Способность к выполнению основных мыслительных операций.
- Достижение определённого уровня физической и психологической выносливости.
- Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
- Определённый уровень речевого и коммуникативного развития.
В контексте коммуникативного развития ребёнок должен обладать рядом навыков:
- быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;
- уметь вступать в контакт;
- соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
- быть дисциплинированным.
Итак, психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
Интеллектуальная готовность.
- наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности.
- Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
- Логическое запоминание.
- Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
- Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
- Развитие фонематического слуха.
Личностная готовность
- Принятие новой социальной позиции.
- Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
- Развитие познавательных критериев, любознательности.
- Развитие желания ходить в школу.
- Произвольное управление своим поведением.
- Объективность самооценки.
- Потеря «детскости», непосредственности.
Социально-психологическая готовность
- Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
- Разитие потребности в общении.
- Умение подчиняться правилам и нормам.
- Умение действовать совместно,согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность
- Развитие»эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
- Эмоциональная устойчивость.
- Сформированность не боязни трудностей.
- Умение ограничивать эмоциональные порывы.
- Умение систематически выполнять задания.